"Синтез" с Химфака ТашПИ - Часть 1
Фото «Синтеза» на пластинке-миньон
(1974). Ранний, но не первый состав ансамбля. Слева со скрипкой Наталья Нурмухамедова, за ее спиной – Арсен Китанов, за
ним Беньямин Муладжанов, в центре Шамиль Фатхутдинов, справа от него Булат Мустаев, крайний справа Эрик Зайнеев., последний
сзади - Виктор Трубников, перед ним Роман.
Фото из открытого источника.
Практически во всех источниках говорится, что «Синтез» - один из ведущих ансамблей Ташкента – появился
в 1973 г. Дата неверная. Первый состав возник в 1969 г. В него входили: инициатор создания группы, студент архитектурного
факультета ТашПИ Александр Зурабов - ударные, большой любитель Rolling Stones Ильдар Абдулкахаров – гитара, вокал и Леонид
Игамбердыев - бас-гитара. Классический минимальный рок-состав: две гитары и ударные, по типу американской группы ZZ Top. Всех
троих объединяло бунтарское желание играть тяжелый рок.
Первые репетиции проходили на территории химического факультета, отсюда и «научное» название, которое
в музыкальном смысле отражало так же стремление музыкантов к разнообразию стилей и музыкальных приемов на основе тяжелого рока.
Предложил назваться «Синтезом» звукооператор группы Лев Черный, который потом уехал в Израиль.
Первый состав коллектива был однозначно нацелен на хард-рок. Но внешние обстоятельства мешали
музыкантом двигаться в этом направлении. Руководящие лица давили на репертуар. Своей аппаратуры у музыкантов «Синтеза»
не имелось, как и у многих подобных любительских коллективов. Приходилось отрабатывать ее в клубах, где какой-никакой
звук был. Директора клубов предоставляли музыкантам звукотехнику и помещение для репетиций, за это они должны были
участвовать в конкурсах советских песен, играть их на официальных мероприятиях.
Для «Синтеза» таким клубом стал ДК № 4 в районе Алайского базара, где навстречу музыкантам на
вышеназванных условиях пошла директриса Аделия. К слову, дом культуры с таким номером до сих пор есть на карте Ташкента,
но находится он на Каракамыше. Потом завязались деловые отношения с солидным проектным институтом Ташгипрогор, у которого
был большой актовый зал для выступлений.
Постепенно обрастали техникой, инструментами. Зурабов теперь сидел за вполне приличной
ударной установкой Trowa, производства ГДР (Германская Демократическая республика). Была такая страна в составе
Восточного блока. В 1990 г. во время распада СССР ее поглотила Германия.
Когда в группу пришел клавишник Валерий Нойкин, его инструментом стал качественный гэдээровский электрорган Vermona
Matador 26, одна из последних моделей на то время. Кстати, его можно и сегодня купить в рабочем состоянии в Интернете на Avito.
Гитары, чаще всего, были у музыкантов свои – отечественные, или производства стран социалистического лагеря,
но здесь таилась «засада». У инструментов слабым местом часто были слишком толстые нижние струны, которые резали пальцы. Ильдар
Абдулкахаров нашел выход – он заменил их на струны от рубаба. По качеству они однозначно превосходили не только струны советские,
но и иностранного производства из соцстран. Около месяца ташкентские гитаристы не могли разгадать секрет необычно качественного звука
«Синтеза» и отсутствия порезов у Ильдара, а когда тайна открылась, струны от рубаба стали в Ташкенте на время дефицитом.
Магистральной линией своего развития участники первого состава «Синтеза» видели рок-музыку в формате таких
ее исполнителей как Deep Purple или Led Zeppelin. Их музыку они снимали один в один. Около двух лет «Синтез» лавировал между хард-роком
и советской песней. К тому времени на ансамбль обратили внимание в Узбекконцерте. Появился куратор, Евгений Ширяев, одновременно
музыкальный руководитель ансамбля «Ялла». Его слово имело большой вес на эстрадной сцене Узбекистана. Он посоветовал пригласить в
коллектив в качестве скрипачки и солистки Наталью Нурмухамедову, которая тогда училась на втором курсе Ташкентской консерватории
и проявила себя как перспективная певица.
За Натальей Александр Зурабов отправился лично. Открыв дверь, девушка обомлела, перед ней стоял один из самых известных рок-музыкантов
Ташкента, реально звезда городского уровня.
«Это было после городского конкурса в Институте связи, - вспоминает Наталья, - потом состоялось
прослушивание в «Синтезе». Я спела, сыграла на скрипке и была принята в ансамбль. Пели битловские хиты, какие-то советские
песни, например, «Черного кота» (супер-шлягер тех лет, муз. Юрия Саульского на слова Михаила Танича, авт.), исполняли дворовой
репертуар, что-то сами сочиняли. Играли на свадьбах, зарабатывали на аппаратуру, там звучала своя музыка: русская, еврейская,
армянская, греческая… Ташкент был многонациональный город. Позже появились духовые, У нас был очень дружный коллектив.
Мы подходили друг другу не только как музыканты, но и по-человечески. Это было хорошее время».
Наталья Нурмухамедова проработала в «Синтезе» до 1973 г., когда Батыр Закиров пригласил ее в
только что созданный Ташкентский мюзик-холл.
Кроме «Скифов» Александр Зурабов
создал в Ташкенте еще несколько музыкальных составов. Одним из них был ансамбль «Фаворит». Слева направо: Шамиль
Фатухутдинов, Александр Зурабов, Иосиф Синаюк (конферансье), Владимир Лихштейн, Александр Лейбович.
Фото из архива Бэлы Фельдман
Между тем, внешние силы, не отвергая напрямую хард-роковый репертуар «Синтеза», требовали своих
песен и Александр Зурабов почувствовал, что задуманный им как рок-группа состав неуклонно превращается в ВИА. Это была не его песня.
Вместе с клавишником Валерием Нойкиным Зурабов покинул коллектив. Своим путем пошел автор «ноу хау» по использованию струн рубуба
на гитаре Ильдар Абдулкахаров. Через некоторое время Зурабов и Нойкин стали участниками лучшей тогда ташкентской рок-группы «СКИФы».
Чем, к слову, был недоволен отец Валерия – работник Центрального комитета компартии Узбекистана. Сыну, считал он, не по «статусу»
играть рок-музыку. В конце концов, он добился своего, Валерий «завязал» с музыкой.
После ухода Зурабова ансамбль возглавил молодой талантливый музыкант Улугбек Салихов (клавишные) - брат композитора Энмарка
Салихова, затем его сменил Арсен Китанов.
Дальнейшая история «Синтеза» продолжилась без его основателей.
Александр Попов
* Примечание. Автор приложил все усилия, чтобы сведения, приведенные в статье, были достоверны, но за давностью лет не может
гарантировать, что информация в этой публикации полностью корректна.
Автор благодарит за помощь и участие Александра Зурабова, Бэлу Фельдман, Наталью Нурмухаммедову.
Часть 2
Александр Николаевич Попов.
|