На фото участники
конкурса "Алло, мы ищем таланты-1972" в Москве. На переднем плане в темных костюмах с аппликациями ансамбль
"Синтез". Слева направо: Иосиф Мулоджанов - ударные, Эрик Зайнеев - соло-гитара, Наталья Нурмухамедова -
со скрипкой, Шамиль Фатхутдинов - ритм-гитара, Арсен Китанов - бас-гитара, Валерий Несенбойм - вокал.
Фото из открытого источника
Рассказ о «Синтезе», одной из лучших музыкальных групп Ташкента начала 1970-х гг.,
приостановился на том, что основатели ансамбля покинули его, так как из задуманной рок-группы коллектив стал
превращаться в ВИА. Но это была уже другая песня.
Впоследствии в составе «Синтеза» не раз сменялись музыканты, в их числе были, например, Шамиль Фатхутдинов
(ритм-гитара), Эрик Зайнеев (соло-гитара), Виктор Трубников (труба), Булат Мустаев (саксофон),
Анатолий Усманов (тромбон), Иосиф Мулоджанов (ударные), вокалисты Баходыр Халиков, Валерий Несенбойм…
Со временем «Синтез» стал использовать в своих композициях мотивы национальных
мелодий, заниматься аранжировками узбекских народных песен. Они применяли нехарактерные для узбекского
мелоса тромбон и саксофон, что придавало музыке ансамбля джаз-роковое звучание. Вскоре состоялась успешная
поездка в Москву на конкурс «Алло, мы ищем таланты - 72». На отборочном этапе конкурса в Ташкенте «Синтез»
представил песни Павла Аедоницкого «Не заходит Солнце над Россией» и распевную, очень мягкую «Ивушку зеленую»
Григория Пономаренко, разложенную на пять голосов.
Отборочная комиссия во главе с Александром Масляковым «выписала» ансамблю билет в
Москву, где «Синтез» выступил уже с узбекской песней «Вохай бола» и занял второе место. Это была «путевка
в жизнь» - для них открылись двери Узбекконцерта, а с этим и гастрольные маршруты по СССР. В поездках по
стране «Синтез» выступал в Прибалтике, на Украине, в Молдавии, на БАМе (БАМ – Байкал-Амурская магистраль –
тогда грандиозное строительство железной дороги от Байкала до реки Амур, из центра СССР на Дальний Восток).
Присуждение «Синтезу» в 1976 г. звания Лауреата премии Ленинского комсомола
Узбекистана открыло ему возможность гастрольных поездок не только по стране, но и заграницу.
Участники ансамбля интересно экспериментировали со звуковыми эффектами, например, в психоделических
струнных переборах во вступлении к песне «Кишлогимизга Келинг» (1974, «Приезжайте к нам в кишлак»).
В энергичной «Дарёлар» (1974, «Реки») звучат характерные для ритм-энд-блюза интонации, заканчивается
она «медью» джаз-рока. В их репертуаре был и мировой хит тех лет – заводная мексиканская «Ла Бамба».
В репертуаре "Синтеза" звучали песни Евгения Ширяева («Синий трамвай», «Аленушка»,
«Гей, ты Русь!», «Гарем Султана»), Фаруха Закирова («Дарёлар», «Сумаляк»). »). В «Аленушке» на слова Эдуарда
Сумарокова (артиста, композитора, исполнителя) прекрасно выписан мелодический рисунок скрипки Наташи
Нурмухамедовой. Хорошо удалось музыкантом новое прочтение народной песни «Ёр-ёр», которая обрела яркие
современные черты. В те годы в Ташкенте проживали около 30 тыс. греческих политэмигрантов. Благодаря их
культурному потенциалу в музыкальной эстраде Узбекистана были ярко выражены национальные мотивы этого
народа. В репертуаре «Синтеза» это проявилось в обработке греческой народной песни «Поцелуй меня»… И это
лишь несколько примеров.
В 1974 г. вышла пластинка-миньон, записанная на Ташкентском заводе им. Муллы
Ташмухаммедова с песнями: «Кишлогимизга Келинг» и «Аленушка»/«Гей, Ты Русь»/«Гузал». Как читаем на
сайте коллекционеров plastinka.com, стоимость этого раритета сегодня может доходить до 150 евро. С тех
пор переиздавалась лишь "Кишлогимизга Келинг" в 2020 г.
ВИА «Синтез» - «Аленушка». Муз. Евгений Ширяев, сл. Эдуард Сумароков.
В «Синтезе» в 1974 г. началась творческая биография будущего Народного артиста Узбекистана Мансура
Ташматова. Он пришел в ансамбль по объявлению, узнав о том, что в «Синтез» набирают музыкантов. С этого момента началась
его творческая биография как артиста. Сначала в «Синтезе», а затем в «Наво» Мансур Ташматов выступал до 1979 г., а
потом начал сольную карьеру.
Начинал в «Синтезе» и будущий Народный артист Узбекистана, Почетный профессор итальянской
академии музыки Канкорди-Рома, Почетный профессор Государственной консерватории Узбекистана, руководитель Национального
симфонического оркестра республики Исмаил Джалилов. Он пришел в ансамбль из заводской самодеятельности после победы на
конкурсе молодых исполнителей «Весёлый Ташкент», где блестяще исполнил твист «Шагает солнце по бульварам» - невероятно
популярный тогда хит Муслима Магомаева. Вместе с Исмаилом была записана, например, песня «Гузал» Евгения Ширяева с
выразительными гитарными импровизациями, придававшими вместе с духовой группой произведению сильный оттенок джаз-рока.
Позже Исмаил перешел в «Яллу».
Некоторое время как солист в ансамбле выступал будущий Заслуженный артист Узбекистана Казим
Каюмов. Он перешел в «Синтез» из рок-группы «Азиаты», по мнению некоторых самой тяжелой в Ташкенте.
В марте 1977 г. на Республиканском семинаре молодых работников театров Узбекистана в
доме отдыха «Кристалл» под Ташкентом «Синтез» был переименован в "Наво" («Мелодия»). Ансамбль был приглашен
вместе с дискоклубом «Ильхом» для проведения культурной программы. Переименование произошло на моих глазах,
поскольку я был ведущим дискотеки. Под новым названием ансамбль возглавил один из основателей ансамбля «Ялла»,
выпускник Ташкентской государственной консерватории по классу фортепиано Алиаскар Фатхулин. Здесь начинается уже история «Наво».
Александр Попов
* Примечание. Автор приложил все усилия, чтобы сведения, приведенные в статье, были достоверны, но за давностью лет не может
гарантировать, что информация в этой публикации полностью корректна.
Автор благодарит за помощь и участие Александра Зурабова, Бэлу Фельдман, Наталью Нурмухаммедову.